На фото: игумения София стоит за спиной о. Амвросия
«Отец Клеопа Русский» – так назвали его. И это неслучайно. Румынский архимандит Клеопа (Илие) был одним из наиболее почитаемых румынских старцев XX столетия, к которому ездили за советом верующие со всего православного мира. Своей подвижнической жизнью он стяжал истинную любовь, которую ощущали все, кто обращался к нему за советом и благословением. Отец Амвросий по благодати Божией имел такие же харизмы: своей теплой и мудрой речью он дарил утешение, и люди тянулись к нему со всех концов света. Ему хватило мужества проникнуть сердцем за пределы национальных границ, языков и традиций.
Обобщая в нескольких словах личность отца Амвросия ‒ насколько мне было дано знать его при встрече, ‒ я, недостойная игумения, осмелюсь сказать, что самым драгоценным его даром был дар духовничества, глубокого знания человеческой души. Именно эта особенность его удивительной личности сближает его в сознании людей с великим румынским старцем – отцом Клеопой (Илие) из монастыря Сихастрия-Нямц.
Отец Амвросий отошел ко Господу неожиданно, в то время, когда ничто не предвещало такого исхода. Те из нас, кто знал, ценил и любил его, остались с болью и сожалением о том, что были лишены утешения просить его последнего благословения. Но Господь решил призвать к Себе верного слугу, поселив в наших сердцах надежду, что, будучи в ином мире, он не оставит нас своей молитвой, как и прежде укрепляя нас в вере.
Отец Амвросий явился в жизни нашей общины как чудо, как бесценный дар Божий в то трудное время, когда мы нуждались в опытном человеке, способном открыть нам особенности монашеской жизни в черте города. Позже, посетив монастырь, созданный им, я поняла, что условия там гораздо менее благоприятны для монашеской жизни, чем в румынском монастыре Фрумоаса, а матушки больше подвергаются шуму и рассеянию. И все же батюшка находил мудрость, чтобы не позволять сестрам ощущать это, он знал и находил способы удержать монастырь на плаву. Будучи духовником в женском монастыре, отец Амвросий глубоко знал женскую природу, полную чувствительности и колебаний. Он всегда напоминал нам о важности послушания и отсечения своей воли. В своих наставлениях он подчеркивал, что терпение бед и несправедливостей приносит венцы монаху. Он часто говорил нам: «Монах, который оказывает послушание в монастыре и подчиняется без ропота, через 30–35 лет, проведенных в монастыре, получит великие духовные дары: либо чудеса, либо исцеление болезней, либо предвидение и т. д.».
Отец Амвросий был нам ниспослан Богом за тысячи миль, чтобы научить нас, как избежать козней врага. Его мудрые слова всегда касались наших душ и побуждали их к глубокому покаянию. Нередко его обнадеживающие увещевания, деликатные замечания, а иногда и резкие упреки приводили к глубокому раскаянию. Можно сказать, что, когда мне было трудно и я не находила выхода из своей духовной слепоты, Господь послал мне опытного врачевателя, чтобы помочь мне в нелегком процессе исцеления души.
С благодарностью храню память об этом замечательном духовном человеке, который в течение 10 лет, прошедших с нашей встречи, поддерживал своими молитвами и советами, которые помогли мне пережить многие искушения и трудные моменты, характерные для жизни монаха и настоятеля.
Он был человеком великого и искреннего смирения. Когда он говорил об определенных человеческих падениях или немощах, он всегда приводил себя в качестве примера, но в то же время через свою тайную молитву побуждал нас чувствовать, как говорится в известной пословице, что «на воре шапка горит». Обычно он говорил за общим столом. Ел мало, в глубоком молчании и сосредоточении, внутренне молясь Богу. Иногда забавлял нас невинными шутками, которые касались наших душ и отвечали на наши тайные тревоги.
Вспоминается небольшой эпизод из одной встречи отца Амвросия с верующими-мирянами, которые искали его в монастыре Фрумоаса для совета и помощи. Это было весной 2011 года. Вечер. Отец был чрезвычайно уставшим по приезде из Бухареста. Более 30-ти человек с нетерпением ждали, когда он, немного отдохнув после обеда, откроет дверь и примет их. В сердце каждого было желание встретиться с ним лично, задать ему вопрос или попросить молитв, а у некоторых ‒ потребность исповедаться. Я чувствовала их страх и беспокойство, что отец не сможет принять всех. Тем более что их становится все больше. Когда батюшка открыл дверь и увидел собравшуюся толпу, он принял решение, которое вызвало сомнение в моей душе: он решил принять их всех сразу, произнося общее слово, а тех, у кого будут более серьезные проблемы, оставить для личной беседы. Я думала, что люди будут недовольны. Но, к моему великому удивлению, после слова, продолжавшегося около получаса, я увидела, как подавляющее большинство тихо и удовлетворенно уходило, получив благословение. «Отец ответил на все наши невысказанные вопросы и недоумения, как будто читал душу каждого из нас», ‒ радостно говорили они. Тогда я действительно поняла, кто такой отец Амвросий и на каком духовном уровне он находится. Он жил горем и радостью всех, кто приходил к нему за помощью. Его благостный и добрый лик помогал душе открыться в тайной исповеди и в личных беседах.
Своим присутствием он приносил умиротворение, которого каждый подлинный христианин ищет всей жизнью. Монашествующим он всегда советовал своим мягким и теплым голосом: «Боритесь за мир и спокойствие в своей душе. Это предпосылка для приобретения молитвы ‒ цели нашего пребывания в монастыре. Нет ничего важнее, чем обрести молитву и настоящую любовь к Богу и к ближнему». Он часто призывал нас обратить на это внимание, говоря: «Если все матушки будут ежедневно произносить 500 Иисусовых молитв, тогда Господь пошлет все необходимое, и даже сверх того». Безусловно, он сам был делателем сердечной молитвы и старался приобщить и нас к этому духовному деланию.
Я неизгладимо храню в своей душе незабываемый образ отца Амвросия, а также память о глубоком мире и спокойствии, которые царили в нашем монастыре продолжительное время после каждого его посещения.
Он любил и ценил нас даже тогда, когда мы этого не заслуживали. Его слова все еще звучат в моих ушах и вызывают у меня слезы умиления. Они являются верным доказательством того, что он вместил и нас в свое любящее сердце: «У меня такое ощущение, что я пришел в дом, где родился, среди своих. Вы мне все очень близки и дороги: и отец Макарий, и мать София, и все матушки, и господин Эмилиан! Считаю вас членами моей семьи» (30 апреля 2016 года).
«И ты одна из наших», ‒ так приветствовал отец Амвросий во сне последнюю сестру, которая вошла в нашу общину! Она еще не успела с ним познакомиться! Все мы, кто знал и дорожил им, удостоились чести быть частью его большой семьи – за пределами границ, языка и культуры!
Отец Амвросий остается в нашем сознании как духоносный отец, чья жизнь была полна смирения, святости и доброты! Вечная ему память!
«Отец Клеопа Русский» – так назвали его. И это неслучайно. Румынский архимандит Клеопа (Илие) был одним из наиболее почитаемых румынских старцев XX столетия, к которому ездили за советом верующие со всего православного мира. Своей подвижнической жизнью он стяжал истинную любовь, которую ощущали все, кто обращался к нему за советом и благословением. Отец Амвросий по благодати Божией имел такие же харизмы: своей теплой и мудрой речью он дарил утешение, и люди тянулись к нему со всех концов света. Ему хватило мужества проникнуть сердцем за пределы национальных границ, языков и традиций.
Обобщая в нескольких словах личность отца Амвросия ‒ насколько мне было дано знать его при встрече, ‒ я, недостойная игумения, осмелюсь сказать, что самым драгоценным его даром был дар духовничества, глубокого знания человеческой души. Именно эта особенность его удивительной личности сближает его в сознании людей с великим румынским старцем – отцом Клеопой (Илие) из монастыря Сихастрия-Нямц.
Отец Амвросий отошел ко Господу неожиданно, в то время, когда ничто не предвещало такого исхода. Те из нас, кто знал, ценил и любил его, остались с болью и сожалением о том, что были лишены утешения просить его последнего благословения. Но Господь решил призвать к Себе верного слугу, поселив в наших сердцах надежду, что, будучи в ином мире, он не оставит нас своей молитвой, как и прежде укрепляя нас в вере.
Отец Амвросий явился в жизни нашей общины как чудо, как бесценный дар Божий в то трудное время, когда мы нуждались в опытном человеке, способном открыть нам особенности монашеской жизни в черте города. Позже, посетив монастырь, созданный им, я поняла, что условия там гораздо менее благоприятны для монашеской жизни, чем в румынском монастыре Фрумоаса, а матушки больше подвергаются шуму и рассеянию. И все же батюшка находил мудрость, чтобы не позволять сестрам ощущать это, он знал и находил способы удержать монастырь на плаву. Будучи духовником в женском монастыре, отец Амвросий глубоко знал женскую природу, полную чувствительности и колебаний. Он всегда напоминал нам о важности послушания и отсечения своей воли. В своих наставлениях он подчеркивал, что терпение бед и несправедливостей приносит венцы монаху. Он часто говорил нам: «Монах, который оказывает послушание в монастыре и подчиняется без ропота, через 30–35 лет, проведенных в монастыре, получит великие духовные дары: либо чудеса, либо исцеление болезней, либо предвидение и т. д.».
Отец Амвросий был нам ниспослан Богом за тысячи миль, чтобы научить нас, как избежать козней врага. Его мудрые слова всегда касались наших душ и побуждали их к глубокому покаянию. Нередко его обнадеживающие увещевания, деликатные замечания, а иногда и резкие упреки приводили к глубокому раскаянию. Можно сказать, что, когда мне было трудно и я не находила выхода из своей духовной слепоты, Господь послал мне опытного врачевателя, чтобы помочь мне в нелегком процессе исцеления души.
С благодарностью храню память об этом замечательном духовном человеке, который в течение 10 лет, прошедших с нашей встречи, поддерживал своими молитвами и советами, которые помогли мне пережить многие искушения и трудные моменты, характерные для жизни монаха и настоятеля.
Он был человеком великого и искреннего смирения. Когда он говорил об определенных человеческих падениях или немощах, он всегда приводил себя в качестве примера, но в то же время через свою тайную молитву побуждал нас чувствовать, как говорится в известной пословице, что «на воре шапка горит». Обычно он говорил за общим столом. Ел мало, в глубоком молчании и сосредоточении, внутренне молясь Богу. Иногда забавлял нас невинными шутками, которые касались наших душ и отвечали на наши тайные тревоги.
Вспоминается небольшой эпизод из одной встречи отца Амвросия с верующими-мирянами, которые искали его в монастыре Фрумоаса для совета и помощи. Это было весной 2011 года. Вечер. Отец был чрезвычайно уставшим по приезде из Бухареста. Более 30-ти человек с нетерпением ждали, когда он, немного отдохнув после обеда, откроет дверь и примет их. В сердце каждого было желание встретиться с ним лично, задать ему вопрос или попросить молитв, а у некоторых ‒ потребность исповедаться. Я чувствовала их страх и беспокойство, что отец не сможет принять всех. Тем более что их становится все больше. Когда батюшка открыл дверь и увидел собравшуюся толпу, он принял решение, которое вызвало сомнение в моей душе: он решил принять их всех сразу, произнося общее слово, а тех, у кого будут более серьезные проблемы, оставить для личной беседы. Я думала, что люди будут недовольны. Но, к моему великому удивлению, после слова, продолжавшегося около получаса, я увидела, как подавляющее большинство тихо и удовлетворенно уходило, получив благословение. «Отец ответил на все наши невысказанные вопросы и недоумения, как будто читал душу каждого из нас», ‒ радостно говорили они. Тогда я действительно поняла, кто такой отец Амвросий и на каком духовном уровне он находится. Он жил горем и радостью всех, кто приходил к нему за помощью. Его благостный и добрый лик помогал душе открыться в тайной исповеди и в личных беседах.
Своим присутствием он приносил умиротворение, которого каждый подлинный христианин ищет всей жизнью. Монашествующим он всегда советовал своим мягким и теплым голосом: «Боритесь за мир и спокойствие в своей душе. Это предпосылка для приобретения молитвы ‒ цели нашего пребывания в монастыре. Нет ничего важнее, чем обрести молитву и настоящую любовь к Богу и к ближнему». Он часто призывал нас обратить на это внимание, говоря: «Если все матушки будут ежедневно произносить 500 Иисусовых молитв, тогда Господь пошлет все необходимое, и даже сверх того». Безусловно, он сам был делателем сердечной молитвы и старался приобщить и нас к этому духовному деланию.
Я неизгладимо храню в своей душе незабываемый образ отца Амвросия, а также память о глубоком мире и спокойствии, которые царили в нашем монастыре продолжительное время после каждого его посещения.
Он любил и ценил нас даже тогда, когда мы этого не заслуживали. Его слова все еще звучат в моих ушах и вызывают у меня слезы умиления. Они являются верным доказательством того, что он вместил и нас в свое любящее сердце: «У меня такое ощущение, что я пришел в дом, где родился, среди своих. Вы мне все очень близки и дороги: и отец Макарий, и мать София, и все матушки, и господин Эмилиан! Считаю вас членами моей семьи» (30 апреля 2016 года).
«И ты одна из наших», ‒ так приветствовал отец Амвросий во сне последнюю сестру, которая вошла в нашу общину! Она еще не успела с ним познакомиться! Все мы, кто знал и дорожил им, удостоились чести быть частью его большой семьи – за пределами границ, языка и культуры!
Отец Амвросий остается в нашем сознании как духоносный отец, чья жизнь была полна смирения, святости и доброты! Вечная ему память!