Архимандрит Дамаскин (Орловский),советский и российский церковный историк, агиограф, доктор исторических наук, член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых
Беседа с монахинями Евстолией (Егоровой) и Софией (Поповой)
Архимандрит Дамаскин:
– Отец Амвросий не был священником по должности. Священник может привыкнуть входить в алтарь почти каждый день, или по воскресеньям, или в праздники, и глубокое чувство, что такое Церковь, что она не от мира, что она есть Царство Небесное, это чувство в значительной степени может утратиться. У отца Амвросия была та нотка церковная, то главное, что соединяет нас и ушедших в вечные обители церковных людей, тех, которых мы иногда называем подвижниками благочестия, живущих главным ‒ Христом. У отца Амвросия это было. Соединение природной простоты со святоотеческим началом давало ему возможность ощущать ту церковность, которая не на уровне слова или обязательной к произнесению проповеди, а на уровне глубокого религиозного чувства. Полагаясь на это чувство, он соглашался иногда на довольно рискованные предприятия. Для этого нужно быть или авантюристом, или человеком достаточной душевной чистоты и простой детской веры. Но он поступал по внутренней религиозной интуиции, которая его не обманывала.
Когда
архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров) направил отца Амвросия в
село Жарки, жители этого села и жители окрестных деревень рассказали ему о двух
блаженных – Алексее Ивановиче Ворошине и Мишеньке. Мы приезжали туда и слышали
эти рассказы. Жизнь Мишеньки я не стал исследовать по простой причине: он не
был репрессирован властями. Когда подвиг юродства, сам по себе довольно
странный для понимания многих, засвидетельствован мученической кончиной, это
просто и понятно. Блаженные, юродивые для городского жителя люди занимательные.
Интересная у них бывает и жизнь, и речь, но внутренняя их жизнь по большей
части от нас скрыта, и попытка проникнуть в нее обычно кончается сочинением
домыслов.
Сначала
мы опросили людей – всех, кто знал Алексея Ивановича лично, – в Ёлнати, в
Кинешме, ближайших свидетелей его жизни. Побывали в Ёлнати на том месте, где
блаженный подвизался в затворе, в баньке, построенной у родственников на
огороде. Собрали устные свидетельства. Из этих, многократно перепроверенных
другими свидетельствами рассказов стало более или менее ясно, что он за
человек. Узнали, что он был похоронен на кладбище в городе Кинешме, которое уже
было давно закрыто, многие останки усопших перенесены, а оставшиеся могли быть
впоследствии уничтожены. Были собраны родственники блаженного Алексия и
привезены на место, где покоились его останки, и они уточнили место
захоронения. У родственников мы испросили разрешение на перезахоронение.
Отец Амвросий это одобрил. Мы предложили перенести останки в храм Рождества
Пресвятой Богородицы в село Жарки, где отец Амвросий тогда служил. Родственники
на это дали согласие. Отец Амвросий поехал на своей машине и, когда останки
были обретены, перевез их в Жарки, поместив не в самом храме, а под полом
храма, под престолом.
У
отца Амвросия было благорасположение к правильному христианскому деланию. К
делу, которое совершается другим человеком, можно относиться по-разному. Можно
с завистью относиться, можно с ревностью, можно с недоверием или еще с
какими-либо сомнительными чувствами. У него в этом смысле был чисто церковный
взгляд. Естественной потребностью его души было ‒ поддержать творческую
христианскую инициативу. Это была нормальная реакция православного священника.
Волей-неволей
всякий человек, имеющий отношение к Церкви, сталкивался в то время с людьми,
которые во второй половине 1970-х годов еще что-то помнили о церковных людях,
репрессированных в эпоху гонений, в 1920–1930-х годах. Их было немного, но они
были. В этот поздний советский период в Церкви произошел как бы стык поколений
– относительно молодого поколения и очень-очень пожилого. Тех, кто приходил в
эту жизнь и с интересом ее изучал, и тех, кто уже уходил из нее. Это был
небольшой, но очень интересный временной промежуток – 5 – 10 лет, когда еще
оставались свидетели, очевидцы. Так, например, в Кириллове Вологодской области
мы расспрашивали в советское время женщину, брат которой был иподиаконом
епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева), расстрелянного в 1918 году
неподалеку от города. Всё, что она рассказала, полностью подтвердилось, когда в
1991 году открылись бывшие в течение долгого времени недоступными фонды
государственных архивов. Эти свидетельства были похожи на свидетельства древних
мартирологиев и мученических актов. По содержанию это было продолжение подвига
древних мучеников. И подвиг по существу был тем же. Люди другие, время другое,
государства разные, а суть одна.
Слушая
этих людей, можно было усвоить их подвиг для себя. Ясно было, что число этих
свидетелей ограничено. Как в силу естественного порядка вещей – их возраста,
так и вследствие хода истории страны: они были жестко прорежены репрессиями, их
оставалось немного.
Я
вынужден был провести небольшое исследование. У нас Церковь маленькая, да и
общество небольшое. И опубликованных источников негусто. При нашем
государственном устройстве всё, так или иначе, собирается в Москве. На
периферии в те годы всякое общественное движение подавлялось, и люди убегали в
большие города, в Москву и в Петроград, в этих городах были и основные
книгохранилища. Все стремились в столицы империй – Российской и Советской. К
сожалению, и церковной жизни было разрешено развиваться только в столицах под
строгим присмотром властей. Религиозная жизнь в маленьких городах, в
Архангельской, или Вологодской, или каких-либо других областях подавлялась
жесточайшим образом. Если бабушки, ‒ то ладно, ходите в храм. Но начать
церковную жизнь в провинции для человека иного поколения было почти невозможно.
Для такого молодого человека, еще не успел он пару раз зайти в храм, почти
сразу же начиналось хождение по мукам. Отсутствовала сама такая возможность,
чтобы кто из местных начал что-то изучать из своей родной, дорогой и столь
недавней истории. Церковная жизнь в советские годы более или менее свободно
могла развиваться только в Москве. Но церковная жизнь в Москве – это крошечный
островок. Довольно быстро обозначились люди, которые проявляли интерес к
церковно-историческому Преданию. Они не собирались посвящать ему всю свою
жизнь. Это было то поприще, которое человек может проходить только верой.
Из-за
исключительной масштабности репрессий в советские годы всегда была опасность
разрыва церковного Предания. В обычных условиях церковное сознание не
разрывается, потому что есть бабушки, дедушки, как-то церковное общество живет
– хуже, лучше, но нет полного разрыва между поколениями. Не знаю, бывало ли
подобное раньше в истории, но происшедшее с нашим народом оказалось тяжелейшей
травмой, когда, казалось бы, здоровое общество было почти при смерти.
С
отцом Амвросием мы познакомились в Москве в 1983 году через Галину Львовну
Левинсон (в будущем – это смиренная монахиня Мария), с которой он пришел к нам
домой. Отец Амвросий тогда не имел прихода, он приехал из Почаева и думал, как
устраивать свою жизнь. Поскольку у него направленность миссионерская, то он,
хотя и переживал случившуюся от властей неприятность и хотел более постоянного
места, но не скучал от того, что оказался вне монастыря, в силу как раз
миссионерского характера своей деятельности. В Москве он свое призвание
частично реализовал. И в нем не было особенно заметно недовольства теми
обстоятельствами, которые сложились.
Я
не скрывал от него интересующей меня темы, что занимаюсь собиранием церковного
Предания. Он это глубоко понял.
‒
Можно я вставлю ремарку? Вы задали мне перед беседой концептуальный вопрос, как
я понимаю личность отца Амвросия. Я сейчас вспомнила, однажды мне задали такой
вопрос, совершенно ни к чему не привязанный: «А вот что ты в отце Амвросии видишь?»
(что выделяешь в нем или что от него берешь?). Я назвала два момента. Батюшка
очень четко и практически безошибочно называет источник помысла, и второе ‒
имеет совершенно ясное догматическое церковное сознание. Вот на этом зиждется
всё остальное. При всей его внешней простоте. Вы бы согласились с этим?
Архимандрит
Дамаскин:
‒
Да, можно так сказать. Его поддержка делу сохранения церковного Предания
осуществлялась именно потому, что он чувствовал глубинную религиозную правоту,
то, что Вы называете источником помысла. Он был человек тонкий в этом
отношении, видел внутреннее устроение человека. Если было лукавство или что-то
сомнительное, он по-другому реагировал. В некоторых случаях он шел на
контакт с людьми, но, как человек тонкий, видел их внутреннюю сложность, когда
для него была непонятна их мотивация, и с такими людьми он был осторожен. У
меня с ним не было отношений, которые предполагали осторожность. Я сам веду
простые отношения, и он предлагал такой же простой, экономящий время способ
общения. Следует отметить, что отец Амвросий оказывал делу не только духовную,
но и материальную поддержку, хотя для него это тогда было непросто. Он был
человеком хозяйственным, заботившимся о приходе, о храме, и если жертвовал, то
с рассуждением.
Монахиня
Евстолия:
‒
А как получилось, что некоторые из духовных чад о. Амвросия стали Вам помогать?
Монахиня
София:
‒
Я работала в это время в Москве в храме по благословению отца Амвросия. По
вечерам переписывала дневники владыки Фаддея (Успенского; 1872–1937 гг.). Это
было погружение в какой-то совершенно неизвестный для меня мир, мир
удивительной чистоты. Как-то отец Дамаскин мне говорит: «Съезди к батюшке,
попроси благословения. Может быть, ты будешь нам помогать?» И я поехала к
батюшке. Никогда больше я не видела батюшку в таком повороте.
Я
пришла к нему в келью, рассказала о просьбе. Батюшка на меня очень внимательно
посмотрел, говорит: «Посиди-ка здесь, я сейчас приду». И ушел надолго. Потом
входит в келью и говорит: «Знаешь что, давай мы сейчас с тобой помолимся.
Вставай на колени». И сам встал на колени перед иконами (я никогда такого
больше не видела). Батюшка внутренне молился. Я просто стояла на коленях,
ничего не соображая. Прошло много времени. Батюшка встал, и я встала. Он меня
медленно перекрестил. Он сиял! Другого слова я не могу найти. У него было
сияющее лицо. Говорит: «Бог благословит. Занимайся. Помогай». Вот это я очень
хорошо запомнила, потому что больше никогда такого не было, чтоб батюшка меня
приглашал вместе с ним помолиться. Я поняла, что это всё так серьезно.
Архимандрит
Дамаскин:
–
Всё было властями сделано для уничтожения Церкви, свидетели уничтожены,
последние из них умирали. И тут кто-то воскрешает эти церковные свидетельства о
святых. Это было возможно только потому, что дьявол гордый, следовательно, и
ученики его гордые, а значит, – слепые.
Отец Амвросий давал адреса, у кого мы могли бы остановиться. Он видел человека и мог оценить в смысле его доброкачественности, к кому можно обратиться, довериться. Это тоже много значило: ехать в неизвестность или уже по какому-то адресу с рекомендацией.
Монахиня
Евстолия:
–
Вернемся к сегодняшнему времени. Когда в
России уже официально объявили о пандемии, келейники батюшки предлагали ему на
время закрыться в доме, не выезжать на службу и исповедь, поскольку у него
легкие слабые, часто болел пневмонией. Но батюшка только сказал на это: «Я
знаю, когда умру».
– Он для другого жил, поэтому не пошел на предложенный вариант. Вариант – более бережного к себе отношения. Он не захотел принять такое решение, поскольку мотив у него был – служение.
Монахиня
София:
–
Смотрите, батюшка был такой известный в Церкви человек, сколько людей к нему
приезжало… И вдруг пандемия ограничила всё так, что, когда батюшка умер и
привезли гроб, кроме нас никого не было. Такой блаженной тишины я не помню за
всё служение батюшки. Только священники и сестры монастыря были у гроба. И три
месяца мы все были в полном затворе, монастырь
на замке. Только на Почаевскую открыли храм для прихожан.
Монахиня
Евстолия:
–
О батюшкином решении: он не мог поступить иначе, потому что не просто лично за
свое здоровье решал, он, как всегда, оставался капитаном корабля. А момент был
переломный. Была ключевая беседа батюшки на день рождения монастыря – 27 марта
2020 года. И он нам разложил то, что сейчас происходит. Он нас, всех, кто к
нему прислушивался, хотел избавить от худшей опасности – от страха и паники, от
потери веры, от малодушия. Он укреплял в нас именно веру и отсекал страх
смерти. Поэтому в этот переломный момент он сам как бы шагнул через эту черту.
Архимандрит
Дамаскин:
–
Отец Амвросий прав: надо готовиться к смерти, но не впадать в панику, потому
что паника – это разрушительный механизм и психический, и духовный, это отнятие
веры в каком-то смысле. Человек подвергается тогда сугубой опасности. Против
паники отец Амвросий всегда восставал, при этом понимая, что какая-то доля
опасности в этой эпидемии, безусловно, есть. Да и само по себе это явление –
всего лишь напоминание о скоротечности жизни и неизбежности смерти.