Избранное

Наш духовный отец

Архимандрит Амвросий (Юрасов) (08.09.1938-07.05.2020 гг.)  Архимандрит Амвросий (в миру Александр Игнатьевич) – основатель, строитель и духо...

вторник, 7 января 2025 г.

Поклонение волхвам


Поездка архимандрита Амвросия в Кельн, к мощам.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока» (Мф. 2, 1).


Северо-Запад Германии. Сюда, в Кельнский собор, лежал наш путь, к мощам трех волхвов – трех королей, как их здесь называют.

Священное Писание не называет точное число волх­вов, но предание говорит, что их было трое. С VII века стали определенно называть их по именам: потомок Сима – Мельхиор, потомок Хама – Гаспар, потомок Иафета – Вальтазар. И пришли они, по мнению святых отцов, один из Персии, другой из Эфиопии, третий из Аравии, как и повествует Священное Писание: «Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань, цари Аравии и Савы принесут дары и поклонятся Ему все цари» (Пс. 71, 10-11).

Трогательная сцена приношения волхвами даров новорожденному Богомладенцу представлялось в русском изводе: по заснеженному полю (декабрь воспринимался русским, а не палестинским) медленно движется яркая процессия заморских царей в разноцветных одеждах... Так и выглядела эта процессия у нас в монастыре на Рождественских празднествах: детишки радостно встречают верблюдов в валенках и их погонщиков – волхвов с дарами.

Предание говорит, что волхвы приняли крещение от апостола Фомы, стали проповедниками и завершили свой жизненный путь мученической кончиной. Мощи их до XII века пребывали в Палестине, затем в Милане, а при императоре Фридрихе Барбароссе были вывезены в Кельн. Дары, которые они преподнесли новорожденному Христу, находятся на Афоне.

...1999 год, конец ноября, около 4 градусов тепла. Мы - отец Амвросий, я (тогда инокиня Марина) и наш благотворитель Яков едем на машине из Вупперталя. В Вуппертале крепкий православный приход. Этот и приход в Дортмунде возглавлял протоиерей Леонид Цыпин - мудрый и добрый пастырь. О. Леонид издавал ежемесячный сборник «Надежда», вел большую мис­сионерскую работу, написал богословский труд «Тол­кование на Шестоднев». В 2010 году преставился ко Господу, но приход в Дортмунде живет.

О. Амвросий с о. Леонидом. Германия

От Вупперталя до Кельна – 50 километров.

Дорога сказочная: зеленые деревья и цветущие кусты утопают в снегу, такое великолепие здесь бывает нечасто.

Ближе к Кельну снег кончился, мы вошли в осень. На дорогах – золото листьев.


Издалека видны две пики – шпили Кельнского готи­ческого собора, одного из самых крупных в Европе.

Подошли к собору. Он так велик, что кажется сейчас придавит своей громадой. Пока ждали экскурсовода, произошло два события. Первое – увидели наши родные драники в палатке с надписью: «Блюда из картофеля», но называются они здесь «тертые пироги». Попробовали: на вкус такие же, как у нас. Потом встретили иеговистов. В Германии их немало, батюшка тут же попытался им что-то объяснить, но, видя бесполезность разговора, поступил иначе: попросил побольше журналов, чтобы потом их сжечь. Те не дают, говорят: «Столько нельзя». Но батюшка настоял.

Во Вторую мировую войну Кельн был серьезно раз­рушен, пострадали все здания вокруг собора, но сам собор уцелел.

Строили собор более 600 лет: с 1248 по 1880 годы (бОльшую часть в XIX веке) специально для упокоения св. мощей волхвов. Собор поражает и даже отчасти угнетает своими размерами: 157 м высота башен, 145 м длина по центральному нефу; вместимость – 17 000 человек. Темно-серая громада собора как бы ощетинилась тысячами «иголок» – украшений. Искаженные разверзнутые пасти «при­давленных» водосточными трубами чудовищ-гаргулий придают ему мистически-жутковатый облик.

Перед входом в собор яркое, золотое пятно – движущийся сфинкс – живая скульптура.

В соборе 17 капелл – престолов. Они расположены справа и слева от главного, центрального престола. Как обычно в католических соборах престолы открыты. Далеко впереди, за центральным престолом, видна золотая рака – в ней мощи волхвов. Хотелось скорее пойти туда и поклониться мощам (приложиться нельзя – рака под стеклом и за престолом, можно к ней подойти сбоку и увидеть сквозь металлическую решетку), но наш экскурсовод увле­чена архитектурными достоинствами собора, цветными витражами: кто, когда, как долго делал.

Нетерпеливо спра­шиваю: «Когда же к мощам?» – «Подождите... Нужно еще показать это и это...» А католических святынь в соборе немало, возможно, не все они католические: ведь многие святые отошли ко Господу еще до разделения Церквей, в первые века христианства. Возвращению их имен Православной Церкви много сил потратил святитель Иоанн Шанхайский.

Медленно, но продвигаемся к мощам. Слева от них деревянное распятие Х века – древнейшее из сохранившихся монументальных распятий в Западной Европе. Смотришь и радуешься: распятие-то наше, православное, ножки Спасителя, как на православном кресте.

Нам рассказали какое чудо произошло с рас­пятием: в XI веке прошла трещина по Главе Спасителя и расколола Ее, епископ провел по трещине прос­форой, и трещина закрылась. Экскурсовод не смогла объяснить духовный смысл этого события, его объяс­нил наш батюшка: в XI веке Западная Церковь отпала от Восточной, и Господь показал, что только через Истинную Евхаристию возможно обретение отпавших.

Вот мы и у мощей. Кладем поклоны, достаем монастырский список, молимся. Рядом горит мно­жество светильников – маленьких плошек, их зажигают вместо свечей; зажигаем и мы. Тонкая ажурная решетка не позволяет подойти поближе. Прижавшись к ней, стоим и смотрим на сияющий золотом ковчег. 35 лет делали его самые искусные мастера Европы. Ковчег напоминает домик или церковь, на стенах которой изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Здесь же в соборе сокровищница. Вход 3 марки. Небольшое музейное помещение, ряды витрин, за стеклами частицы мощей, святыни: гвоздь из Жи­вотворящего Креста Господня; фрагменты облачения волхвов; звенья цепей, которыми был закован апостол Петр; мощи архидиакона Стефана, апостола Варфоломея, мученика и бессребренника Дамиана; часть стрелы, пронзившей св. Севастьяна.

м. И.

Молитвы, совершаемые перед Дарами волхвов:

Тропарь глас 1.

Всечестным Твоим Даром: злату, ливану, смирне, яже от восток халдейския земли принесоша волсви, возложением же рук Твоих, Иисусе, благодать Твою приемшим, покланяемся и почитаем благоговейно, вопиюще Ти, Всещедре: слава Рождеству Твоему, Благий, слава Божественным Даром Твоим, имиже подаеши нам верным всем исцеления.

Кондак, глас 4

От Персиды происшедше волсви Дары принесоша Христу Рожденну: злато, вкупе же и смирну, и ливан, ихже яко многоценное сокровище стяжавши, Павла богомудраго обитель святая освящение черплет и просвещение поклонением им с верою.