Помню, как целебно и радостно поразили меня и сразу запомнились два выражения отца Амвросия. Мы говорили о постоянных интеллигентских страхованиях по поводу кончины мира, печатях антихриста, прочих умствованиях. Отец Амвросий даже как-то мимоходом, как само собою разумеющееся заметил:
‒ И зачем думать о кончине мира, ты думай о своей. И об антихристе думать – много ему чести, ты о Христе думай. Иди к Нему. И всё.
Да, воистину, этих двух правил хватило бы нам для спасения. Но вот такова наша натура, снова и снова тревожат нас самые различные вопросы духовной и нравственной жизни. А чаще всего обычные, житейские: ссоры в семье, болезни, проблемы на работе. Но даже и они из обычных могут стать губительными, если в человеке нет веры, нет любви, нет понимания своей греховности, нет, главное, смирения и силы считать прежде всего себя виноватым в своих несчастиях.
Двухтомник вопросов и ответов «О вере и спасении» стал редкостью, и вот – выходит его новое издание, дополненное новыми примерами из пастырского общения. Мы видим, что не уменьшаются беды и горести людские, но также видим, что растет желание спасения души. Диву даешься терпению батюшки, который нигде не переходит на укоризненный тон. «Батюшка, вот мне давно мать переписала “Живые помощи”, всегда их с собой ношу, а дела мои плохи». – «Читай наизусть». – «Не знаю». – «Так что же толку, если ты носишь с собой молитву, а не читаешь ее. Так можешь и умереть. “Живые помощи” написаны не для того, чтобы их в кармане или на поясе носить, а чтоб молиться. Если не молиться, можно погибнуть… Это все равно что иметь при себе хлеб, продукты, а не есть. Вот когда ты голодный, хлебушек достал, поел, подкрепил свои силы, то спокойно можешь в поте лица трудиться. Так и, помолившись, даешь пищу душе и защиту для тела».
Отец Амвросий терпеливо повторяет свои увещевания о необходимости Таинств Покаяния и Причащения: «Когда мы приступаем к Чаше, принимаем в себя Живого Христа, Его Тело и Кровь все в нас очищает, освящает. А ведь мы – православные, все вместе составляем Церковь – Тело Христово, и все мы освящаемся Его Святой Кровью».
Отечески заботливо выслушивает отец Амвросий жалобы верующих и неверующих. «Говоришь, что тоска одолела, а знаешь ли, что у верующего просто нет времени на тоску? Проснулся, встал быстро, лень в постели оставил, читаешь правило. День настал, надо выбрать время, чтобы и Евангелие почитать, и Псалтырь, и Апостольские послания. И акафисты, и каноны. Иисусову молитву и Богородичную. Когда тут тосковать? Тут никакие бесы уныния и тоски и близко не подступятся».
Отец Амвросий подробно разбирает болезни нашего времени – маловерие и привычку к малым грехам, ссылку на то, что «все так живут». «Не все», ‒ говорит наш духовник. Не все считают, что несоблюдение среды и пятницы не ведут к погибели. «Во тьме пребывают те, кто не соблюдает посты, живет невенчанно, делает аборты… Великое множество грехов совершается маловерами, но они их уже не чувствуют. Если на черный материал посадить черное пятно, оно будет незаметно. Так и в духовном мире: когда душа пропитана грехами, каждый новый грех уже не бросается в глаза, и человек считает, что у него всё хорошо. И только тогда, когда начинает жить духовно, открывает у себя множество грехов. Господь сказал: “В чем застану, в том и сужу”. Господь нам все грехи простит, только одно не простит – если мы не покаемся… Мы каемся не священнику – он только посредник между Богом и нашей совестью, мы каемся Самому Богу. И если мы искренне во всем покаялись, ни одного греха не утаили, то Господь через священника прощает нам все грехи, человек обретает благодатные силы на борьбу с грехом. Так было во все времена Церкви».
Батюшка остерегает самоуверенных людей от мнения, что можно без Церкви спастись, прямым обращением к Богу. «Мы без школы не можем научиться правильно читать, писать, без учебы в институте не получим образования, так и без Церкви нельзя научиться вере… Церковь – это школа, которая готовит граждан для неба. Потому святые говорят: кому Церковь не мать, тому Господь – не Отец».
Отец Амвросий вышел из народных глубин и остался с народом. Нигде и ни в чем он не подчеркивает свою образованность и огромный духовный опыт. Нигде никого ни в чем не упрекает. Назидания его полезны не только тому, кто спрашивает, ‒ всем. Вопрос: «Я много молюсь, но Бог мне плохо помогает». Отец Амвросий: «Значит, плохо, неправильно живем. Господь слышит каждое наше слово, каждый вздох. Если человек чувствует, что Господь нас не слышит, значит прервана у него связь с Богом, значит есть грехи. Любим осуждать, раздражаемся по пустякам, сплетничаем… Из-за этого и прерывается связь, потому и тяжело на душе. Нужно покаяться во всех тайных и явных грехах».
В конце каждого тома, в содержании, перечислено такое множество поднятых проблем, что кажется, куда уже больше? Но враг нашего спасения – это такая машина по производству соблазнов, что каждый день ставит перед нами, а особенно перед священниками, всё новые задачи. Особенно сильны нашествия различных вероучений, сект, не ослабевает нашествие самонадеянных католиков и протестантов, по-прежнему бороздят небо нашего неверия всякие НЛО, паки и паки внушается бесами от науки происхождение мира и человека не от Бога, вновь идут нападки на церковный богослужебный язык, вновь правят бал экстрасенсы, «ясновидящие», постоянно внедряются мысли о терпимости, то бишь толерантности. Терпимости к чему? К разврату гомосексуалистов, лесбиянок, «слабым» наркотикам, ворожбе и гаданиям? К бесовщине гороскопов? Враг нашего спасения не ест, не спит, стережет нас на каждом углу, на каждом повороте нашей жизненной дороги. Будем бдительны, ‒ говорит своими трудами пастырь.
Особенно хочется отметить тот русский язык, которым говорит с нами отец Амвросий. Он владеет главной тайной русского языка – говорить просто и доходчиво о сложных понятиях. Эта тайна открывается только тому, кто любит Россию, ее народ, ее прошлое и кто уверен в ее будущем.
Книги архимандрита Амвросия учительны, его уроки – это уроки любящего и заботливого отца. Когда слушаешь его или читаешь его книги, сразу приходит сравнение пастыря нашего времени с приснопамятным Амвросием Оптинским. Точно такая же манера общения со страждущими и заблудшими, такое же ангельское снисхождение к слабостям человеческой натуры, но и такая же скальная твердость в вопросах веры.
Даже наугад открываемая страница вдруг становится именно той, которая важна человеку именно в это время его жизни. Тут тайна общения с духовником. С его душой, с его огромным пастырским и жизненным опытом.
Книги архимандрита Амвросия (Юрасова) вразумляют грешников и утешают, ведут от страха к надежде. Конечно, страшно заслужить наказание по мере грехов, но будем надеяться на милосердие Божие, которое тоже надо заслужить.
Конечно, никакой батюшка, тем более такой как отец Амвросий, не сможет лично пообщаться со всеми жаждущими услышать его наставления, советы, но все могут с помощью его книг выработать себе правила житейского поведения в семье, обществе, в Церкви. Наш земной поклон ему и сердечная благодарность.
Избранное
Наш духовный отец
Архимандрит Амвросий (Юрасов) (08.09.1938-07.05.2020 гг.) Архимандрит Амвросий (в миру Александр Игнатьевич) – основатель, строитель и духо...