Избранное

Наш духовный отец

Архимандрит Амвросий (Юрасов) (08.09.1938-07.05.2020 гг.)  Архимандрит Амвросий (в миру Александр Игнатьевич) – основатель, строитель и духо...

четверг, 1 августа 2024 г.

Он многих духовно «поставил на ноги». Монахиня Сергия (Фандыра), Введенский женский монастырь, г. Иваново

Я познакомилась с батюшкой в 1978 году. В Киеве знакомая посоветовала поехать в Почаевскую лавру к старцу Амвросию, который поможет покаяться. Нас с мамой удивило, что старец, о котором мы были наслышаны, оказался молодым иеромонахом. Его проповеди были настолько насущны и содержательны, что мы не замечали усталости после дороги и могли бы часами его слушать. Промысл Божий судил ему быть проповедником на Западной Украине, учить народ каяться и жить по-христиански. Большинство людей там верующие, но не соблюдали посты, пили, курили, не ходили в храм, жили без венчания, причащались с нераскаянными грехами. Сколько искушений пришлось батюшке пережить за его проповеди и исповедь! Враг рода человеческого действовал и через преследования КГБ, и через больных людей.
Помнится, духовные чада как-то предупредили батюшку, что его ожидают при выходе из храма сотрудники КГБ. Ему пришлось другим путем выходить через лаврский сад, чтобы скрыться у знакомых в домике. Однажды, когда мы приехали в Лавру, батюшка выходил на исповедь, а духовные чада, и мы в том числе, делали цепочку в храме с двух сторон, делали проход для него, чтобы он мог спокойно пройти на исповедь, потому что на него бросались больные, бесноватые, они кричали. Это было такое страшное зрелище, что первый раз я была в шоке. Все эти искушения и гонения закаляли батюшку, он всегда только благодарил Бога.

Стоит заметить, что батюшка, несмотря на свою известность, был для нас примером смирения и простоты, всегда приветствовал и кланялся первым. Говорил: «Не дожидайся, чтобы тебе поклонились, поздоровались, даже если младшие по чину, старайся первым показать любовь».

В общении с духовными чадами, как и с приезжающими, он всегда был доступным, его взгляд и обращение располагали к откровенности на исповеди. Душа открывалась свободно, без страха.

Он знал, что мама моя педагог, что я учусь. Дал мне печатную машинку. Тогда еще не все могли купить себе. Я привезла ее домой. Жили мы в Винницкой области. Он давал мне материал печатать, как раз тогда он составил книжку «Яко с нами Бог». Я распечатывала под копирки, делала мягкий переплет, и мы привозили ему стопки этих книжек. Батюшка раздавал. Печатала в 4-х экземплярах, а возили сумками, сколько всего – не считала. Потом на меня восстали сотрудники КГБ. Что удивляться, что батюшку преследовали, если я внесла такую малую часть труда, и то бесы восстали. Я работала в школе, меня стали вызывать, в школу приходил сотрудник КГБ, говорил со мной. Знали, что я хожу в церковь, про распространение литературы не знали, это была бы уже статья.

До исповеди у батюшки мы были верующие, а в церковь не ходили, боялись, чтоб не рассчитали с работы. Мама преподавала в школе русский язык и географию. Я – английский язык (по окончании киевского Института иностранных языков).

Что хочется сказать про батюшку: он многих духовно «поставил на ноги». Если бы не он, мы бы, наверное, так и считали себя православными, а в сущности ничего не знали. Хотя исповедовались в Киеве, где были известные духовники протоиереи, но нам никто не говорил, что надо поститься, что надо постоянно ходить в храм. Мы жили по своим соображениям: если пост, то не нужно есть рыбу, потому что мы ее убиваем; ели молоко, яйца. А когда приехали в Почаев и слушали проповедь, для нас все было новым.

В Почаеве мы бывали редко: далеко ехать и с работы не всегда можно было отпроситься. Нам рассказывали, как батюшку выписали из монастыря. Потом он благословил нас переехать в Россию. У батюшки родственники жили в Струнино. Мы поначалу жили у них в доме, а потом приобрели комнатку в том же Струнино, оттуда ездили в Сергиеву лавру на службы и на работу. В советские годы, когда священнику нельзя было появляться в своей одежде, батюшка никогда не снимал подрясника. А чтобы не искушать народ, подрясник подворачивал под куртку.

В 1989 году, когда батюшка уже был в Иванове и шла борьба за открытие Введенского храма, помнится, он говорил: «Невозможно, чтобы такой величественный храм был занят архивом, а народ теснился в маленьком соборе. Нужно открыть храм». Владыка Амвросий сначала отвечал, что это невозможно. И попытки были еще до батюшки. Но он с решимостью, с молитвой и надеждой на помощь Божию, когда владыка, наконец, благословил, взялся за это дело, невзирая на трудности и опасности. Ничего не боялся. Вообще у батюшки подход был революционный к каждому делу. Или вот строительство Вознесенского храма на привокзальной площади. Казалось бы: монастырь трудно содержать, налоги, инфляция, а он берется с такой решимостью за строительство нового храма, не имея никаких денежных запасов. Батюшка имел эту духовную решимость и начинал, а Господь помогал.

Мама вспоминала, что еще до основания монастыря, до открытия Введенского храма, когда Наталья Злых и м. Анастасия (Христенко) были в с. Красном, батюшка шутя говорил: «Вот, Наташа струнинская будет игуменией, а Наташа киевская – благочинной». То есть он тогда уже думал об основании монастыря. И еще помнится, батюшка говорил, что он видел во сне этот храм за много-много лет. В Промысле Божием это уже было определено.

И в Иванове я оказалась в числе первых насельниц, когда еще не было монастыря, только открыли Введенский храм. Поскольку я училась в регентском, батюшка спросил маму: «Ну, ты нам дашь ее – поддержать хор?» И вот с июня 1990 года до открытия монастыря в марте 1991 г. мы считались сотрудниками. А потом стали первыми послушницами.



Первое время послушниц было мало, поэтому практически все послушания приходилось нести одновременно. Пелагея была казначеем, ей некогда было заниматься хозяйством. А хозяйственные послушания несли в основном я, покойная схимонахиня Феврония (была на кухне), ей некоторое время помогала монахиня Евстолия (Нагирная), организовывать хор по благословению батюшки приехала Наталья Христенко (впоследствии монахиня Анастасия).

Так милостью Божией было положено начало монастырю.