Избранное

Наш духовный отец

Архимандрит Амвросий (Юрасов) (08.09.1938-07.05.2020 гг.)  Архимандрит Амвросий (в миру Александр Игнатьевич) – основатель, строитель и духо...

понедельник, 29 июля 2024 г.

Замечательный пастырь нашего времени. Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николая на Берсеневке, член Союза писателей России

     Что для меня отец Амвросий, какое место в моей жизни занимает он? Вспоминаю свою недолгую Почаевскую эпопею. Если брать чисто человеческое измерение, – в центре Почаевского периода моей жизни был батюшка. Десятки проповедей, общих исповедей, экскурсий, многие часы, проведенные в келье, из которой мы выходили поздно вечером (там был центр притяжения), ‒ это огромное духовное богатство я буквально впитывал в себя. Оно легло в духовный фундамент моей личности, выковывало внутренний стержень.

     Незабываема первая встреча в келье отца Амвросия в Почаевской лавре в 1977 году: звенящая тишина, мерцающие лампадки, тонкое благовоние и сидящий в кресле нестарый симпатичный священноинок… Осталось сильное впечатление неотмирности, благодатного покоя.

Сколько было бесед в этой келье, которая притягивала, как магнит. Все амвросиевские беседы и проповеди являли собой огромный поток примеров, образов, который мы впитывали, как губки. Не было общих слов, риторических пустых фигур, мертвящей схоластики. Проповедник сразу без лишней искусственности переходил к сути. Особенно ценными были примеры из повседневной жизни, говорящие о том, что «Христос вчера и днесь, и Той же во веки». Как сейчас вижу приснопамятного батюшку с большой связкой длинных ключей на плече с очередной группой экскурсантов. Внимание гостей к экскурсоводу было колоссальным. В его рассказах присутствовал В. Солоухин со своим карасем, примеры из жизни животных, которые, будучи травоядными, крепки и выносливы ‒ они являли собой внешние плоды поста, и многое другое. Тонкий мягкий юмор. Экскурсанты удивлялись, видя живого, интересного, образованного монаха.

Многое, услышанное нами тогда, впоследствии вошло в книгу отца Амвросия «Яко с нами Бог». Я был свидетелем рождения и возмужания этого яркого произведения.

Мне довелось быть очевидцем гонений на батюшку. Тогда, в далеких 1979–80 годах, они только начинались. Помню, убрали с благочиния архимандрита Алипия. «Ну что, ‒ спрашиваю отца Амвросия, – ваша партия понесла урон?» А он отвечает: «Это не наша партия, а святоотеческая».

Вспоминаю, как в его келье мы слушали по радио «вражьи голоса» и переживали за судьбу о. Димитрия Дудко.

Именно отец Амвросий меня, тогда послушника Александра, благословил поступать в Московскую духовную семинарию. В Почаевской лавре работала комиссия из Киева, приехавшая в ответ на просьбы наместника вернуть обители сад. Шерстили молодежь, проживающую в Лавре. Мне посоветовали «делать ноги», и я скорбно побрел было на автобусную остановку. Но там меня осенила мысль: «А что, если попытаться поступить в семинарию?» Вернулся в Лавру, поделился с отцом Амвросием, он благословил и обещал молиться. Хотел бы заметить, что никогда в последующей своей жизни: в духовных школах, Даниловом монастыре, на приходе – я не имел такого близкого, личностно глубокого и всеобъемлющего общения, как с отцом Амвросием.

В постпочаевский период контакты между нами становились всё реже. Были поездки в Струнино, переживания за мытарства батюшки по епархиям в надежде где-нибудь устроиться.

Особенно памятны две поездки к нему на приход в Ивановскую епархию. Помню, к вечеру я из Кинешмы доехал до развилки. Спрашиваю, как пройти в такую-то деревню. Мне махнули рукой в сторону безграничного белоснежного поля с редкими вешками, указующими направление. Бреду, вокруг темнеет, ориентиры еле просматриваются. Начинается вьюга, местами проваливаюсь в снег по пояс. Зябну, впереди ничего уже не видно. И, наконец, на горизонте вижу силуэт храма и рядом с ним столб с фонарем. Туда, туда в Жарки, вперед к теплой деревенской печке, а главное – к духовному камину, к той обильной духовной пище, которая ждет тебя, в этот загадочный прекрасный мир, в центре которого таинственный монах с красивым именем Амвросий.

Вспоминаю 2010-й год. С радостью я откликнулся на приглашение поехать на день Ангела отца Амвросия. Божественная Литургия в день памяти святителя Амвросия Медиоланского проходила в величественном соборе Свято-Введенского женского монастыря в г. Иванове. В соборе находятся мощи свт. Василия, епископа Кинешемского, и блаженного Алексия, Христа ради юродивого. Стою в назначенное время у солеи собора, ожидая начала входных молитв. Сам отец Амвросий с сонмом духовенства (17 человек) выходят из алтаря. Батюшка приглашает меня сослужить Литургию. Служба прошла неспешно, спокойно. Благодаря радиофикации собора, все, что читалось и пелось, отчетливо было слышно. После Литургии ‒ молебен и многолетие имениннику, «основателю и духовнику Свято-Введенской женской обители» (так и на мирной ектении, и на Великом входе).

Праздничный обед проходил в большой монастырской трапезной, на западной стене которой было живописное изображение Христа с Марфой и Марией. Приветственные речи в честь именинника перемежались пением многолетий на разные лады и различных песнопений. Запомнилось исполнение песни отца Романа, в которой звучал припев: «О душе, чего тебе не хватает – чистоты, чистоты, чистоты». Много назидательных живых примеров рассказывал сам отец Амвросий.

Отец Амвросий – прирожденный миссионер. Такая вот деталь в связи с этим: едет батюшка по трассе, справа и слева много крупногабаритных машин, которые создают заторы. Батюшка, чтобы не терять время, включает рацию и в эфире начинает проповедовать. Кто-то из дальнобойщиков слушает, а кто-то ругается…

Глядя на отца Амвросия тогда, в 2010-м, я подумал: надо же, человеку 72 года, а он как огурчик. А тут только 53, а уже развалина.

В завершение трапезы отец Амвросий рассказал о своей недавней поездке в Румынию. Посетил он тогда 20 монастырей. Выступал в залах, где собиралось по 200–300 человек. В Румынии, по его словам, начали вводить новые паспорта с чипами. Там это больной вопрос. У входа в некоторые храмы висит объявление: «Получившие новый паспорт на исповедь не принимаются без того, чтобы отказаться от него». О. Амвросий в этом вопросе призвал тогда оказывать послушание Матери Церкви и ждать не антихриста, а Христа; ждать не кончины мира, а готовиться к своей кончине.

В августе 2012 года, в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, о. Амвросий посетил наш храм святителя Николая на Берсеневке. Прихожане встретили его пением тропаря Кресту знаменным распевом.

При осмотре храма особое внимание о. Амвросий обратил на крестильню. В нашем храме ни разу не совершалось крещение через обливание. Неоднократно по радио «Радонеж» о. Амвросий говорил о необходимости совершения Таинства Крещения через полное погружение. После трапезы состоялась теплая беседа. О. Амвросий затронул не только сугубо духовные вопросы (о Литургии и важности причащения, о дискуссиях с неверующими), но и вопросы общественного характера. Неизбежно коснулись темы трагического раскола XVII века, и батюшка рассказал о своем опыте общения со старообрядцами г. Иванова.

Духовный облик отца Амвросия определяют, прежде всего, внутренний мир и тишина, которые он стяжал. Как важно нам суетящимся соприкоснуться с таким человеком.  Одержимым безумными идеями ‒ услышать бесхитростное: «Не бери в голову». Запутавшимся, требующим немедленного ответа ‒ «Не спеши, утро вечера мудренее». Иронизирующим по поводу простых и безыскусных рассуждений батюшки ‒ встретить обезоруживающее: «Прости меня, я деревня»…

До последней минуты своей жизни нес Свет Христов людям этот замечательный пастырь нашего времени. Многие тысячи благодарны ему за свой приход к вере и Церкви.

Вечная память приснопамятному архимандриту Амвросию!

(в сокращ.)

«Русская линия», 5 августа 2020 г.