Избранное

Наш духовный отец

Архимандрит Амвросий (Юрасов) (08.09.1938-07.05.2020 гг.)  Архимандрит Амвросий (в миру Александр Игнатьевич) – основатель, строитель и духо...

понедельник, 29 июля 2024 г.

Человек с вечно сияющим, просветленным, пробужденным лицом. Архимандрит Аввакум (Давиденко)

Когда погребают эпоху, надгробный псалом зазвучит.

Молитве и чистому вздоху украсить ее предстоит...
       


     С отцом Амвросием уходит эпоха идеалистов – проповедников советской эпохи, служителей Слова, страстно желавших, даже жаждавших преобразить сей мрачный мир к лучшему… Царство Небесное, вечный покой неутомимому проповеднику! У меня о нем давние и лучшие воспоминания. Есть светлые лица, которые при созерцании трогают лучшие струны души, и тут же всплывают, наплывают воспоминания молодости, моей монастырской юности. Итак, Почаев, Лавра, год 1978-й…


     Я благоговел перед отцом Амвросием, за его дар неформального, нетривиального благовестия. Помню, как сегодня, дорогой мне Почаев. Общие исповеди, которые совершал тогда еще иеромонах, а вскорости игумен Амвросий, притягивали сотни богомольцев. Каждая такая исповедь-проповедь была событием в жизни Лавры.

     За полчаса, а то и за час до начала вечерней службы, население Троицкого или Успенского собора оживало… кряхтя, шаркая валенками в галошах, скрипя своими раскладными стульчиками, странницы и богомольцы, все полубродяги и полусвятые – словом, все население огромного храма, стекаясь поближе, льнули вперед, к свету, к проповеднику. В Успенском соборе, в исповедной нише по правую сторону, недалеко от входа, молодой иеромонах Амвросий с сияющим, просветленным лицом, какое могло быть только у него, говорил ясно, просто и доступно, даже с юморными вкраплениями, простые слова: как носить крестик, как молиться, как каяться, как причащаться и, главное, как веровать! И эти простые слова доходили до нас, простых сердец. Почему? Потому что в них был новый ключ, по-новому, в то новое время, открывавший древнюю истину о Боге. У слушающих загорались глаза, от волнения сердца начинали учащенно стучать, мы радостно начинали осознавать, что если есть такие проповедники и исповедники, то не сломят веру безбожные кумиры, против них станут новые силы.

В отличие от прежних духовников, сухо, затерто, тривиально, без искры харизмы читавших по требнику Последование, отец Амвросий в свои общие исповеди искусно добавлял поучения, факты духовных прозрений и озарений из современной духовной жизни, да так интересно они были построены, что паломников на них влекло как магнитом, заслушивались и мы, послушники. Это достойный пример живого слова, неформального, неказенного подхода к делу проповеди. Благовестия, катехизации, духовного просвещения и для нынешних молодых, но ленивых пастырей, читающих сухие, окостеневшие, окаменевшие, оторванные от объективности, отставшие от живой, пульсирующей современной жизни древние проповеди. Пример Амвросия им да будет в воодушевление и наставление. Позже, став диаконом, а затем и священником, я начал говорить проповеди по образцу и методу именно отца Амвросия.

Сегодня много развелось разноречивых мнений и суждений, говорящих, что проповеди архимандрита Амвросия были простые и пустые, что они богословски не высоки, что они якобы не выдерживают критику разума. По нынешним временам, когда взросли богословские умы, может быть, оно и так. Однако при слышании таких мнений у меня внутри всегда поднимается решительный протест: не смейте осуждать! Не осуждайте тех, кто в годы атеизма противостоял тоталитарной системе, стремившейся уничтожить Церковь и искоренить саму память о Боге и религии! Таким судьям-богословам я скажу словами афористичной мудрости: «не стреляйте в прошлое из пистолета, иначе будущее выстрелит в вас из пушки».

Говорят также, что архимандрит Амвросий создал в Иванове якобы монастырь-секту и прочие безумные глаголы. Так бывает в нашей церковной жизни: если священник не может создать общину, то о нем говорят: поп бесталанный, банальный торбохват денег. Если же создал общину, то тут же завистники начинают его шельмовать: мол, старец-гуру создал секту и прочее. Евангелие проясняет: «Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (Мф.11, 18).

Иеромонах Вениамин рассказывал: когда наместник архимандрит Иаков (Панчук), вследствие межбратского конфликта, выписал отца Амвросия из Почаевской лавры, то схимник Димитрий (Шивкеник) на клиросе прямо в глаза сказал Иакову: «Ти разве Амвросия вигнав, ты самого Господа Христа з Лавры прогнав!»

На фото та самая знаменитая исповедальная ниша отца Амвросия в Успенском, откуда, перед толпами собирающихся со всего Союза паломников, звучал его голос, пламенно призывающий к духовному пробуждению и покаянию в то советское запретное на религию время.

Страница в фейсбуке архимандрита Аввакума (Давиденко), 7 мая 2020 г.